Категории: Интересные факты, История
Великий английский физик Майкл Фарадей, заложивший основы электромагнитной теории, как никто из его современников понимал важность популяризации научных знаний.
К середине XIX века система знаний о природе — физика — достигла уже такой высокой степени сложности, что была недоступна непосвящённому обывателю. И если такие простые вещи, как колесо, лодка, гвоздь, свеча казались людям привычными и понятными, то для понимания электромагнитных процессов необходимы были уже более серьёзные познания. Но невозможно начать изучать физику сразу с последних достижений научной мысли — слушателя необходимо подвести к ним тем же путём, каким достигали его экспериментаторы и теоретики. Так впервые появилось преподавание физики как отдельной науки.
В молодости Фарадей сам охотно посещал просветительские популярные научные лекции в Королевском институте в Лондоне. А став уже признанным авторитетом в физике и осознав, какую пользу принесли ему эти лекции и какой прочный фундамент его научного мировоззрения был заложен ими, он охотно продолжил эту традицию и сам стал лектором этого же института. Аудиторией его были дети и юношество. Поэтому и лекции носили форму непринуждённого общения со слушателями. во время которого учёный в доступной и простой форме излагал научные идеи. Обладая блестящим умом и отличной памятью, он не делал конспектов этих лекций, постоянно импровизируя. К счастью, нашёлся слушатель — его звали Вильям Крукс — сумевший записать этот любопытнейший материал, который и вышел впоследствии в виде книги под названием «Химическая история свечи».
Напомним, что к тому времени единственным источником искусственного освещения был открытый огонь — горение древесины, газа либо, как в свече, жира, воска или парафина. Даже самые примитивные лампы накаливания были неизвестны, не говоря уж о современных энергосберегающих, галогеновых, неоновых или плазменных лампах или о фонарях аккумуляторных светодиодных. Поэтому слушателям, конечно же, было интересно узнать, как и почему горит свеча, тем более, что лекции были понятны и интересны и попутно разъясняли ещё множество любопытных физических явлений и принципов. Фарадей, кроме всего, был отличным оратором и даже проходил специальное обучение искусству риторики.
«Химическая история свечи» — всего лишь один из девятнадцати прочитанных Майклом Фарадеем лекций для детей и юношества. К сожалению, до нас дошли только две — ещё Крукс успел записать серию лекций «О различных силах в природе». Но даже и эти две книги позволяют причислить Майкла Фарадея к основоположникам популяризации науки.