Категории: Интересные факты, Истории путешественников
Знаете ли вы, что многие географические открытия были сделаны благодаря специям и пряностям?
Растительные вещества, улучшающие вкус и запах пищи, высоко ценились на протяжении всей истории человечества. Были периоды, когда мускатный орех, корица, шафран или чёрный перец становились фактически второй валютой — настолько высок был спрос на них и покупательная способность таких «денег». И по сей день и в простой закусочной, и в самых лучших ресторанах поварам не обойтись без специй и пряностей.
Чтобы добыть этот ценный товар, торговцам приходилось преодолевать множество сложностей. Ведь растительный мир Европы включает в себя не слишком много пряновкусовых растений, да и то это в основном травы, сильно теряющие аромат при высушивании. А вот Восток манил путешественников экзотическими приправами и благовониями. Но чтобы каравану достичь Индии, Цейлона, Африки и привезти оттуда драгоценные корицу, ваниль и перец, приходилось тратить по два года. На суше путешественников подстерегали всевозможные опасности — нападения воинствующих племён, дикие звери, стихийные бедствия, естественные географические преграды: реки, горные хребты, пустыни. Да и на спине лошади, мула или осла много не увезёшь. Поэтому торговцы были сильно заинтересованы в нахождении морского пути в обход всех этих неприятностей.
Вот, например, известное путешествие Магеллана. Причиной его было отнюдь не праздное любопытство, а насущная необходимость. Португальские корабли не давали испанским плавать вдоль побережья Африки, и пришлось искать другой путь вокруг этого континента. Исходя из гипотезы о шарообразности Земли, но всё ещё не представляя реальных размеров нашей планеты, испанец полагал, что сразу за Америкой, тридцать лет назад до этого открытой Христофором Колумбом, находится Азия с её специями и пряностями. Расчёт в целом был верен, но никто не предполагал, что между Америкой и Азией лежит ещё огромный Тихий океан.
Выступив в роли побудительной причины первого кругосветного путешествия, пряности стали и его финансовым итогом: несмотря на то, что четыре из пяти кораблей экспедиции погибли в плавании, оставшегося груза с одного корабля с лихвой хватило не только на покрытие всех затрат, но и на существеную прибыль Магеллану и его соратникам.