Категории: Археология, Загадки, Цивилизация
Воздушная лидарная съемка открыла на юге Мексики сотни затерянных церемониальных мест майя и ольмеков. Многие из них скрыты под растительностью или слишком велики, чтобы можно было распознать с земли. Открытие предполагает культурные связи между двумя мезоамериканскими цивилизациями.
Территорию площадью около 85 тыс. кв. км исследовал Мексиканский национальный институт статистики и географии. Когда археолог из Аризонского университета Такеши Иномата и его коллеги исследовали территорию, которая охватывает сердце цивилизации ольмеков вдоль залива Кампече и западную низменность майя к северу от границы с Гватемалой, они определили очертания 478 церемониальных мест, которые в основном были скрыты растительностью, под землей или были просто слишком большими, чтобы их можно было распознать с земли.
«Несколько лет назад было немыслимо изучать такую большую территорию», рассказал Иномата. «Общедоступный лидар меняет археологию».
За последние несколько лет лидарные исследования выявили десятки тысяч ирригационных каналов, дамб и крепостей на территории майя, которая охватывает современные границы Мексики, Гватемалы и Белиза. Инфракрасные лучи могут проникать сквозь густую листву, чтобы измерить высоту земли, которая часто выявляет такие особенности, как давно заброшенные каналы или площади. Результаты показали, что цивилизация майя была более обширной и густонаселенной, чем предполагали ранее.
Недавнее исследование южной Мексики предполагает, что цивилизация майя, возможно, унаследовала некоторые из своих культурных идей от более ранних ольмеков, которые процветали на прибрежных планах южной Мексики примерно с 1500 г. до н. э. до примерно 400 г. до н. э.
Самый старый из известных памятников майя также является самым большим; 3 тыс. лет назад люди построили земляную платформу длиной 1,4 км в самом сердце церемониального центра под названием Агуада Феникс, недалеко от того места, где сейчас проходит граница Мексики с Гватемалой. А 478 вновь открытых мест, разбросанных по окрестностям, имеют те же основные характеристики и планировку, что и Агуада Феникс, только в меньшем масштабе. Они построены вокруг прямоугольных площадей с рядами земляных платформ, где когда-то собирались большие группы людей для проведения ритуалов.
Иномата и его коллеги говорят, что эти места, вероятно, были построены между 1100 г. до н. э. (примерно в то же время, что и Агуада Феникс) и 400 г. до н. э. Их строительство, вероятно, было работой разных групп людей, которые разделяли некоторые общие культурные идеи, например, как построить церемониальный центр и важность определенных дат. В большинстве мест, где позволяла местность, эти места для собраний, выложенные платформами, выровнены так, чтобы указывать на место на горизонте, где в определенные дни года восходит солнце.
«Это означает, что они представляли космологические идеи через эти церемониальные пространства», сказал Иномата. «В этом пространстве люди собирались согласно церемониальному календарю». Даты различаются, но все они кажутся связанными с 10 мая, датой, когда солнце проходит прямо над головой, знаменуя начало сезона дождей и время посадки кукурузы. Многие из 478 церемониальных мест указывают на восход солнца ровно за 40, 80 или 100 дней до этой даты.
Планы городов, построенные на основе календарей или космологии, были ключевыми чертами нескольких мезоамериканских цивилизаций, включая майя и ольмеков.
Самым старым известным памятником ольмеков является церемониальный комплекс в Сан-Лоренцо в мексиканском штате Табаско, который пережил 300-летний период расцвета примерно с 1400 по 1100 год до н. э., что делает его на несколько столетий старше поселения майя в Агуада-Феникс. До недавнего времени археологи считали, что эти два места очень разные, но, изучая недавнее лидарное исследование, Иномата и его коллеги заметили кое-что, что пропустили все остальные: прямоугольную площадь, с двух сторон окруженную земляными платформами, как те, что в Агуада Феникс и сотнях других мест, обнаруженных лидаром. Раньше никто не мог увидеть ее с земли.
«Это говорит о том, что Сан-Лоренцо важен как начало некоторых из этих идей, которые позже использовались майя», сказал Иномата. Если ольмеки строили ритуальные центры с прямоугольными площадями с платформой, обращенными к восходу солнца, в важные дни по крайней мере за 300 лет до того, как это сделали майя, то майя, возможно, унаследовали эти концепции (и, вероятно, их религиозные основы) от ольмеков.
Но другие данные свидетельствуют о том, что майя, возможно, не все заимствовали у ольмеков.
В Сан-Лоренцо скульптуры изображают правителей ольмеков, руководивших строительством памятника. Но в Агуада Феникс нет никаких признаков такой социальной иерархии, что странно, поскольку более поздние элиты майя были совсем не скромны в своих проектах общественных работ. Это приводит Иномата и его коллег к предположению, что самые ранние памятники майя могли быть построены более совместными, эгалитарными усилиями.
Около 1100 г. до н. э. майя только начали осваивать сельское хозяйство и селиться в постоянных деревнях. Охота и собирательство, как правило, плохо сочетаются с имущественным неравенством и сопутствующей им иерархией социальной и политической власти. «Мы думаем, что люди были еще как-то мобильны, потому что только начали использовать керамику и жили в эфемерных сооружениях на уровне земли. Люди переходили к более оседлому образу жизни, и многие из этих областей, вероятно, не имели особой иерархической организации», сказал Иномата. «Но все же они могли бы сделать такой очень хорошо организованный центр».
Конечно, отсутствие доказательств не обязательно свидетельствует об отсутствии, и вполне возможно, что самые ранние правители майя просто не были изображены на стенах Агуада Феникс. Иномата и его коллеги должны будут раскопать и более подробно изучить недавно обнаруженные места, чтобы приблизиться к разгадке тайны.
«Продолжение раскопок, чтобы найти эти ответы, займет гораздо больше времени и привлечет многих других ученых», сказал Иномата. «Есть еще много вопросов без ответов».