Категории: Интересные факты, История
Почему рубили, а не отвязывали? Неужели ценность канатов в судоходстве была такой низкой, что их не берегли?
На самом деле, канаты, разумеется, берегли — рубили их, как правило, лишь в чрезвычайных ситуациях. Однако фраза «рубить канаты» весьма популярна в песнях, фильмах, книгах о морских путешествиях, ведь это гораздо зрелищнее и романтичнее, чем скучное отвязывание.
Традиционно для изготовления канатов и тросов использовались растительные волокна — конопли, манильской пеньки, сизаля, джута. Канаты из волокна конопли — пеньки — имеют русское происхождение. Это неприхотливое растение начали возделывать на Руси в глубокой древности — не позднее V века нашей эры — ради крепкого волокна и вкусного масла, добываемого из его семян. И хотя свойства конопляного волокна описаны еще Плинием в I веке н.э., а в Китае конопля возделывалась по меньшей мере с третьего тысячелетия до нашей эры, именно Россия была крупнейшим и практически единственным поставщиком конопляной пеньки в Европу на протяжении нескольких столетий. Природные условия России оказались оптимальными для занесённого скифами из Китая растения, а народная селекция на протяжении веков создала сорта с особо крепким волокном и высоким содержанием масла в семенах. Конопляное волокно отличается высокой стойкостью к разъедающему воздействию солёной морской воды, долго сохраняя прочность, поэтому спрос на него был высок, и конопляная пенька была важнейшей статьёй российского экспорта. Чтобы защитить канаты от сырости, сделать более крепкими на разрыв и устойчивыми к истиранию, их смолили — пропускали после изготовления через ёмкости, наполненные горячей смолой хвойных деревьев.
В эпоху великих географических открытий европейцы познакомились и с другими растительными волокнами, которые могли служить материалом для изготовления верёвок, канатов и тросов. Каждое из них обладало особыми полезными свойствами. Например, трос из манильской пеньки, добываемой из разновидности бананового дерева, не тонет в воде, а волокно сизаль, получаемое из тропического растения агава, чрезвычайно крепко. Однако пенька продолжала оставаться основным канатным материалом из-за свой универсальности и дешевизны.
Металлические тросы появились лишь в XIX веке с развитием промышленного производства. Они были намного крепче и надёжнее растительных, однако имели и ряд недостатков — большой вес и неудобство крепления. Завязать стальной трос узлом — достаточно сложная задача, поэтому была разработана целая система креплений к стоячему такелажу. Разумеется, каждый крюк, карабин или зажим троса требовал регулярного смазывания для защиты от коррозии, однако в целом достоинства этих тросов существенно перевешивали их недостатки. С изобретением же синетических волокон пеньковые, маниловые и сизалевые канаты постепенно почти совсем отошли в прошлое.