Категории: Интересные факты, Истории путешественников, История, Типы судов
Что такое каравелла — более-менее знают, наверное, все. Спроси любого, и обязательно получишь ответ, что это какой-то парусный корабль, на котором плавали в средние века.
Если же задать аналогичный вопрос про каракку — большинство просто пожмут плечами. Слово это, да и сам корабль, малоизвестны широкой публике. Но каракка вытеснена из памяти людей каравеллой совсем незаслуженно — ведь именно этому кораблю принадлежит честь самых успешных походов эпохи Великих географических открытий.
Видимо, связано это с тем, что слово «каравелла» гораздо благозвучнее для русского уха. Романтизации каравеллы и бригантины во многом способствали поэзия и бардовская песня. Слово «каракка» же звучит грубо и не слишком привлекательно.
В то же время именно каракка «Виктория» была первым в истории кораблём, обогнувшим земной шар. Это произошло во время кругосветной экспедиции Фернана Магеллана. Флагманом первой колумбовой экспедиции «Санта-Мария», во время которой великий первопроходец открыл Америку, тоже был именно караккой.
Каравелла же для дальних морских походов была менее пригодна. Само её название переводят обычно как «кораблик» — это было относительно небольшое судно. А каракка была гораздо более крупным кораблём, способным нести большой экипаж и всё необходимое для него как в долгом морском походе, так и во время стоянок в незнакомых негостеприимных местах. Разумеется, никакой системы бронирования отелей наподобие booking.com в те далёкие времена не было, и каракка служила для своего экипажа и домом, и крепостью, и транспортным средством. Высокие надстройки на носу у корме судна позволяли с удобством расположиться большому количеству пращников и лучников, абордажные сетки по бортам надёжно защищали от вторжения непрошенных гостей, а с появлением и развитием артиллерии каракку начали оснащать пушками — до 40 тяжёлых орудий и несколько десятков более лёгких размещались на её палубах. Большая грузоподъёмность каракки, в отличие от каравеллы, давала возможность возвратиться из странствий домой с богатыми трофеями.
Существует современная копия каракки «Виктория» — корабля, на котором Магеллан впервые совершил кругосветное путешествие. Эта копия была построена в 1992 году и полностью совпадает в деталях со своим прототипом. «Виктория-2» не только способна двигаться собственным ходом под парусами, но и успешно совершила в 2004-2005 году кругосветное путешествие по маршруту Магеллана. Сейчас она перемещается между крупными европейскими портами, оставаясь в каждом на стоянке по 2-3 месяца, чтобы дать возможность туристам ознакомиться с внутренним устройством парусного корабля XIV века.