АНОХИН Генрих Иосифович (р. 1925), российский этнограф
Еще будучи студентом Днепропетровского университета, начал совершать ежегодные выезды на Кавказ как альпинист и турист. И не только из-за любознательности, увлечения горами, но и для того, чтобы, по его словам, «уйти от общества»… Он нес на себе советское клеймо «чесеир» («член семьи изменника родины») за безвинно репрессированного в 1938 г. отца, а потом и сам прошел советский концлагерь. Путешествия были отдушиной. Со временем были изданы и его научно-просветительные монографии.
Но, наверное, самым примечательным было его участие в 60 — 80-х гг. в 17 экспедициях «по пути из варяг…». По убеждению и изысканиям Анохина, «норманнская теория» происхождения государства Российского неверна и надуманна. Среди немцев, приглашенных Петром I, был и Готлиб Зигфрид Байер, не знавший ни русского, ни древнерусского языков. Не был он и историком. Однако в трактате «Варяги» в 1735 г. на латыни он изложил свою версию о том, что варяги — это норманны, приглашенные новгородцами править ими, ибо сами были к этому неспособны. Домысел прижился. Те же ученые, которые утверждали, что варяги и русь — славяне, а не норманны (М. Ломоносов, Н. Попов, Ю. Венелин, С. Крашенинников и др.), подвергались обструкции. Кстати, ни один раннесредневековый скандинавский источник ничего подобного о варягах-норманнах не содержит.
Анохин посвятил этой теме полвека жизни. Он установил, что Западное и Южное Приильменье — зона древнейшего и самого высококачественного тогда в Европе славянского солеварения. В древние времена Ильмень-озеро называлось Русское море, Мойское море и… Варяжское море. Из всей Восточной Европы только в бассейне Приильменья сосредоточено почти три четверти географических названий с корнями «вар», «вер», «рус», «рос». И примечательно, что «варяг» на древнем местном наречии означает «солевар», от «варити», т. е. от «выпаривать соль». Каждый год варяги «из-за моря», то есть Ильмень-озера, бывали со своим товаром в Великом Новгороде, как и прилежащих краях, богатели на продаже этого «золота раннего средневековья». Эти торговцы солью были сплоченны, предприимчивы, вооружены для охраны товара. Не норманнам из далеких земель, где государственность только зарождалась, а этим хорошо организованным варягам-русам и предложили новгородцы в 862 г. «княжити и володети». Единые по языку, знаемые по торговле, они внушали доверие.
Г. Анохин, как друг Т. Хейердала, не раз сопровождал великого норвежца в поездках по СССР.