Долгое время Африка оставалась для Европы «темным» континентом – континентом чёрных людей.
Непроходимая из-за заболоченных тропических лесов и заселенная дикими туземцами, она не была изучена даже вдоль побережья.
Приблизительно с
Они бойко торговали золотом, слоновой костью и черными невольниками. Исключение составляла лишь одна страна — Эфиопия, принявшая в IV веке христианство, но она была отрезана от Европы арабами.
Во время плавания вокруг Африки португальцы останавливались здесь. Им удалось легко установить дружеские отношения с эфиопским правителем, и на протяжении XVI и XVII столетий в разных районах страны активно действовали португальские католические миссионеры — до тех пор, пока их не вытеснили арабы.
В
Однако проникновение в глубь континента интересовало европейцев лишь с точки зрения выгодной работорговли.
Черных невольников иногда меняли на европейские товары, иногда их продавали племенные вожди и на вырученные средства вели войны с соседями.
Рабов обычно заковывали в цепи и на судах отправляли в Северную Америку для работы на сахарных и хлопковых плантациях.
Как только спрос на них возрос, сюда буквально хлынули вооруженные грабители, охотившиеся за рабами, опустошавшие селения и уничтожавшие целые племена.
Гораздо медленнее пробуждался в Европе научный интерес — желание выяснить, откуда берет свое начало Нил, где истоки рек Конго и Замбези или где тот загадочный Нигер, который, если верить арабским преданиям, раньше протекал по большой североафриканской пустыне и истоки которого, русло и устье так и оставались неизвестны (может быть, арабы имели в виду Нил?).
И все же именно работорговля способствовала изучению африканского континента. В конце XVIII века под влиянием идей Просвещения в некоторых европейских странах начали осознавать всю безнравственность такой торговли, и в
Вместо обращения в рабство африканцев стали обращать в протестантскую веру, а для успешной миссионерской деятельности необходимо было изучить материк.