Цивилизация

Цивилизация — мореплаватели, первопроходцы, исследователи

Историки разгадали, почему в могиле епископа 17 века был эмбрион младенца

  • 19
  • ноября

Категории: Археология, Загадки, История

Разгадать тайну помогли исторические сведения и ДНК епископа и недоношенного младенца, аккуратно положенного между его икрами и укрытого подкладкой гроба.

Епископа Лунда Педера Педерсена Винструпа, представлявшего Церкви Дании и Швеции и скончавшегося в 1679 году, мумифицировали и похоронили в семейном склепе Лундского собора. Помимо исключительной сохранности его останков, в его смерти и могиле, казалось, не было ничего необычного. Однако в 2012 году, когда останки епископа переносили в другое место, ученые их исследовали и совершили несколько открытий. Самым загадочным было обнаружение крохотного трупа плода, мертворожденного на сроке не более пяти или шести месяцев. Ученые определили, что плод появился в результате выкидыша и положен в гроб гораздо позже смерти епископа. Нерожденных младенцев ранее находили в могилах матерей, но не епископов. Останки детей находили и в могилах Лундского собора: его гробница иногда использовалась как временное хранилище останков.

Но нерожденный младенец в гробу важного, уважаемого епископа, умершего в почтенном возрасте 74 лет, причем не просто положенный, а укрытый подкладкой гроба, как бы наскоро и тайно уложенный… Это была загадка для археологов.

«Умерших детей нередко клали в гробы вместе со взрослыми. Плод мог быть помещен в гроб после похорон, когда он находился в сводчатой гробнице в Лундском соборе и поэтому был доступен», – рассказал археолог Торбьорн Альстрём из Лундского университета. «Но поместить гроб в хранилище – это одно, а поместить плод в гроб епископа – совсем другое. Это заставило нас задуматься, были ли какие-либо отношения между ребенком и епископом».

Археологи исследовали полные генетические последовательности ДНК епископа и младенца и нашли разгадку. Примерно 25% генов совпали. Это указывает на вторичные родственные отношения между ними: дядя-племянник, сводные или двоюродные братья и сестры или, что гораздо более вероятно, учитывая относительный возраст, дедушка и внук.

Последнее предположение подтвердили хромосомные данные. Епископ Винструп и плод не имели общей митохондриальной ДНК, которая передается от матери, то есть мать младенца не была дочерью Винструпа. Зато у обоих была общая Y-хромосома, которая может передаваться по наследству только от отца. Следовательно, отцом ребенка был сын Винструпа. От первого брака епископа у него был сын, доживший до зрелого возраста, которого также звали Педер Педерсен Винструп.

Винструп-младший изучал фортификацию, а не теологию, в молодости учился в Лейденском университете в Нидерландах, женился на молодой дворянке Доротее Спарре и взял в приданое поместье ее покойного отца Седерту.

В 1680 году, во время Великой редукции, когда шведская корона отвоевала земли, подаренные аристократии, Винструп-младший потерял свои владения, даже имение Винструпа-старшего Лундагард. Он провел остаток своей жизни в нищете, так и не породив сына. Мужская линия Винструпов закончилась вместе с ним в начале 18 века. Таким образом, плод, по-видимому, является частью печальной истории Винструпа-младшего. Возможно, он был помещен в гроб его отца в качестве символического акта, предположили исследователи: последнего представителя рода Винструпов мужского пола похоронили вместе с дедом. Кажется вероятным, что у родственников был доступ к семейному склепу. Возможно, кто-то из них хотел, чтобы не родившийся ребенок, по крайней мере, оказался со своей семьей после смерти и получил больше шансов на вечное блаженство благодаря помощи и заступлению деда-епископа.

ScienceAlert



© 2007-2024 Цивилизация