Категории: Истории путешественников, История
В школьном курсе истории, когда речь идёт об эпохе Великих географических открытий, рассказывается о путешествии венецианского купца Марко Поло в Китай в XIII веке. Его записи стали важнейшим материалом для исследования культуры, экономики и повседневной жизни этой дальней страны.
Марко попал в Китай в возрасте 21 года в 1275 году вместе со своим отцом и двумя дядьями в результате длительного путешествия, целью которого было привезти Хубилаю послание от Папы Римского и привести христианских миссионеров. Несмотря на то, что в те времена виза в Китай не требовалась, пересечение границ государств и их огромных территорий требовало немало времени — несколько лет. В Китае Марко Поло прожил 17 лет, и в своих записях рассказал о многих сторонах жизни в этой стране, до сих пор не известных европейцам.
Семейство Поло было приближено к ханскому двору и осыпано многочисленными почестями, особенно молодой Марко, которого хан даже назначил губернатором Янчжоу. В китайских хрониках венецианец упоминается под именем По-Ло, что подтверждает по крайней мере сам факт его пребывания в Китае.
Однако в последнее время достоверность записок Марко Поло подвергается сомнению учёных. Основаниями для этого стали существенные пробелы в описании повседневной жизни Китая, которые, по мнению историков, просто не могли пройти мимо внимания европейца. Например, в своих записках Марко Поло ни разу не упоминает ни чай, ни Великую Китайскую стену, ни книгопечатание, ни китайские иероглифы, ни бинтование ног у местных красоток — ничего из того, что для нас кажется естественным упомянуть в первую очередь, рассказывая о средневековом Китае.
Другие учёные приводят, в свою очередь, убедительные аргументы о том, почему такие факты оказались пропущенными в дневниковых записях Поло. Они предлагают понять, что венецианец был не праздным путешественником, стремящихся узнать и записать как можно больше деталей, а купцом, интересующимся в первую очередь тем, что касается его бизнеса. Марко Поло не рассказал о книгопечатании — зато подробно поведал о технологии изготовления бумажных денег и об их распространенности на территории Китая. Он не упомянул о чае — но к тому времени этот напиток не был уже для европейцев большой экзотикой и, кроме того, был уже давно известне в Персии. Пребывание при дворе хана не ещё давало возможности ознакомиться с закулисной жизнью гаремов и особенностями женского туалета; впрочем, Поло упоминал, что знатные китаянки ходят странной семенящей походкой, однако, видимо, посчитал этот факт несущественным.
Марко Поло в подробностях рассказал о многих китайских технологиях, в частности, об особенностях солеварения и торговли солью; также его рассказ об отбытии европейской делегации полностью совпадает в деталях с китайскими хрониками, а археологические находки подтверждают его сведения о распространении бумажных денег по конкретным областям и провинциям.
Однако вопрос о достоверности дневников Марко Поло по прежнему остаётся открытым и, возможно, ещё ждёт своего исследователя.