АМУНДСЕН Руал (1872 — 1928), норвежский полярный исследователь, великий открыватель новейшего времени
В течение почти 30 лет Амундсен достиг всех целей, к которым стремились полярные исследователи на протяжении последних столетий. Уже в юные годы он выходил в море, в 1898 — 1899 гг. участвовал в качестве штурмана в бельгийской антарктической экспедиции под руководством Жерлаша де Гомери, которая исследовала Землю Грейама. Чтобы подготовить собственную экспедицию для точного определения местоположения Северного магнитного полюса, совершенствовал свои знания в немецкой обсерватории. После пробного плавания в Северном Ледовитом океане в середине июня 1903 г. отправился в путь на судне «Йоа» водоизмещением 47 т с 6 спутниками-норвежцами и прошел в направлении канадско-арктических островов через проливы Ланкастер и Пил к юго-восточному побережью острова Кинг-Вильям. Там он провел две полярные зимовки и сделал ценные геомагнитные наблюдения. В следующем году обследовал Северный магнитный полюс на западном побережье полуострова Бутия-Феликс, совершая смелые поездки на лодках и санях через покрытые льдом морские проливы между Землями Кинг-Вильям и Виктории. При этом было нанесено на карту свыше 100 островов. Далее экспедиция достигла моря Бофорта, а затем после второй зимовки во льдах вблизи устья Макензи — Берингова пролива. Так впервые удалось пройти Северо-Западным проходом на одном корабле, но не теми проливами, которые исследовала экспедиция, искавшая Франклина.
Другим великим подвигом Амундсена было открытие Южного полюса, которое ему удалось совершить при первой же попытке. 13 января 1911 г. он высадился с «Фрама» в Китовой бухте Ледяного барьера Росса, откуда выступил следующим летом 20 октября в сопровождении четырех человек на санях, запряженных собаками. Успешно было преодолено ледяное плато, затем последовал трудный подъем через горные ледники на высоте около 3 тыс. м (Чертов глетчер, ледник Аксель-Хейберг), и после преодоления внутреннего плато Амундсен 15 декабря 1911 г. первым достиг Южного полюса, на четыре недели раньше экспедиции Роберта Скотта. На обратном пути Амундсен открыл горы Королевы Мод высотой до 4500 м и 25 января 1912 г. после 99-дневного похода вернулся к месту высадки.
После первой мировой войны наступил черед новым северным экспедициям. В 1918 г. Амундсен решил отправиться на корабле «Мод» на восток сибирским Северо-Восточным проходом, желая повторить дрейф нансеновского «Фрама», но по возможности севернее, может быть, даже через Северный полюс. Только после двух зимовок ему удалось выйти с аляскинского берега к северу и направить корабль в ледовый дрейф. Но успех на этот раз ему не сопутствовал. Вторая попытка на «Мод» была предпринята через два года, правда, Амундсен в этой экспедиции участия не принимал.
А Амундсен тем временем пытался покорить Северный полюс с помощью авиации. В 1923 г. при испытательных полетах на Аляске его машина вышла из строя, в 1925 г. он стартовал на двух самолетах от Шпицбергена — и снова неудача. В 250 км от полюса самолет вынужден был сделать посадку, и обратный полет осуществлялся уже на одном самолете.
В последующие годы Амундсену удалось вместе с Элсуортом и Нобиле на дирижабле полужесткой конструкции «Норге» пересечь все полярные области от Шпицбергена до Аляски, а также совершить перелет через Северный полюс 11 — 13 мая 1926 г. Однако перед этим, 9 мая, Бэрд впервые перелетел через полюс, опередив тем самым Амундсена, так же как когда-то он сам опередил Скотта на Южном полюсе. В 1928 г. Амундсен предпринял новый арктический полет для спасения экипажа потерпевшего аварию дирижабля «Италия», который пропал без вести при перелете из Норвегии на Шпицберген.
О своих путешествиях и экспедициях Амундсен интересно написал во многих книгах (особенно в «Моей жизни»), которые составили целое собрание сочинений.