Цивилизация

Цивилизация — мореплаватели, первопроходцы, исследователи

АСТВАЦАТУР

АСТВАЦАТУР, армянский архимандрит
В разные века в Эфиопию и Судан совершали путешествия многие армяне. Одним из них в конце XVII — начале XVIII в. был архимандрит из Харбарды Аствацатур по прозвищу Тымбук. Возможно, прозвище было дано ему по знаменитому тогда городу Тимбукту в африканской империи Сонгаи. Аствацатура сопровождал чтец из Тигранакерта Аветик Багдасарьян, оставивший интересное описание путешествия. Он рассказывает о главных провинциях Эфиопии — Амхаре и Тигре и, что особенно ценно, об окраинных областях Агау, Галла, Энарья, Аусса, о турецких владениях на севере Эфиопии и на востоке Судана, о кочевых племенах Нубийской пустыни, эфиопских и сахарских иудеях, неграх-кумузах и др. Бедность кочевого племени абабде (в Восточном Судане) поразила Аветика. Будучи весьма наблюдательным, он довольно точно описывает расовый тип различных африканских народов, их одежду, обычаи, религию, политические условия, торговые пути и города.
Интересно описание Восточного Судана — Донголы, Сеннара, Корти и других княжеств. В Корти Аветик застал еще христианское население и действующие церкви; следуя дальше на запад, Аветик и Аствацатур достигли государства Дарфур (теперь западная провинция Судана) и территории современной Республики Чад, куда западноевропейские путешественники проникли только в XIX в.
Отсюда армянские путешественники направились в Текрур, как тогда называли мусульманские страны Западной Африки. Возможно, город Тимбукту послужил крайним пунктом в Западной Африке, которого достигли Аствацатур и Аветик. Текрур описан кратко, но выразительно: «Царем у них арап, имя ему Султан Махмет; у него 40 сыновей. Во время нашего пребывания в этой земле он убил одного из сыновей из-за одной своей жены. Народ Текрура статен, красив лицом и весьма храбр. Если за всякого другого раба предлагают 50 пиастров, то за раба из этого народа — вдвое больше. По происхождению они арапы, магометане по вере, но дружественно расположены к армянам. Покрой платья у них, как у османских турок».
Свою книгу церковный чтец из Тигранакерта заканчивает так: «Вот описал я вкратце земли, которые видел я и обходил сам, и представил здесь в качестве географического очерка. Кто увидит сей труд и прочтет его и спишет, пусть не забудет о моем труде!..» Однако интереснейшие записки Аветика Багдасарьяна остались забытыми и не используются учеными-африканистами.

© 2007-2017 Цивилизация