Морские карты тоже относятся к средствам навигации.
В давние времена полагались в основном на путевые описания и руководства по управлению парусами и к тому же старались держаться вблизи берегов.
Только в XIV веке моряки Средиземноморья начали по кусочкам составлять морские чертежи на пергаменте, и появились так называемые «портолановые» карты, которые передавались от штурмана к штурману.
На них были нанесены береговые очертания — выступы скал, гавани, бухты и множество кружков и линий, с помощью которых штурманы прокладывали нужный курс.
Лишь в начале XVI века составители карт проанализировали путевые записи и лаговые дневники мореходов, воссоздали по ним расположение и очертания островов и берегов и нанесли на морские и сухопутные карты.
Самые ранние карты еще несут на себе сильный отпечаток античных и арабских представлений и свидетельствуют о живой фантазии их авторов, которые зачастую изображали горы, моря и города там, где сами никогда не бывали.
Однако по мере открытия новых земель карты становились все более точными.
Самым известным картографом того времени был Герард Меркатор (Герхард Кремер); это он изобрел «проекцию Меркатора», которой пользуются в наше время для изображения сферической поверхности Земли на плоскости.
Она особенно важна для морских штурманов: им остается лишь провести линию из порта отплытия в порт назначения, а затем сверять этот курс с компасом по направлению движения.